Здесь недаром страна сотворила
поговорку, прошедшую мир:
Кто испробовал воду из Нила,
Будет вечно стремиться в Каир.
В Каире праздник! Улицы города запружены людьми, с деревянных навесных балконов свешиваются,чтобы поглядеть на происходящее.
По одной из главных улиц города торжественно движется процессия паломников,
они шествуют в Мекку, священный город мусульман. Возглавляет шествие дервиш, как бы зовущий вперед своей кривой саблей, за ним ступает главный мулла, арабы несут знамя и гунчук (конский хвост, насаженный на древко)- символ власти. Муллы погружены в чтение Корана.
Погонщики важно ведут верблюда. Бархатный паланкин на его горбе сверкает своей богатой золотой и серебряной вышивкой. А внутри паланкина лежит то, ради чего паломники совершают столь длинный путь – это священный ковер с письменами из Корана.
Этот ковер – черное покрывало с вышитыми серебром и золотом изречениями из Корана, они несут в главное святилище мусульман- Аль Кааба.
Этим черным полотном обтянуты стены этого священного места. Каждый год из Египта в Аль Каабу приносят новый ковер, т.к. он быстро ветшает от ритуальных прикосновений тысяч паломников, сходящихся сюда со всех концов аравийской земли.
Столь необычное праздничное шествие
когда-то наблюдал петербургский живописец
Константин Егорович Маковский.
Он трижды был в Каире и судя по его многочисленным этюдам, наброскам и картинам,
не уставал восхищаться этой красочной восточной страной.
Улица города пестрит многоцветьем одежд, яркими полосатыми стенами. Воздух,
кажется, пропитан пряностями. Все залито солнечным светом, а с земли поднимаются клубы пыли, которую поднимают сотни ног.
На улице стоит гул. Собралась огромная толпа: целый гарем высыпал на крыльцо понаблюдать это зрелище, мальчишки бегут за священным караваном.
Каждый хочет хоть глазком взглянуть на
священный ковер, ведь по преданию он дарует счастье.
В этой картине, с одной стороны, можно увидеть красочное, сочное, сказочное изображение Востока, с его звуками, запахами, узкими улочками. А с другой стороны, - восточный мир фанатизма и невежества, свирепости и исступления (об этом писал Всеволод Гаршин).
Однако в этом произведении Маковский не только выразил свое душевное состояние, но и передал динамику, торжественность традиционных восточных действ. Настроение передано настолько сильно, что ощущаешь себя стоящей среди пестрой, шумной толпы. Хочется взглянуть на священный ковер…
Вклад Маковского в русскую живопись- это, по-моему, изображение быта и нравов Востока,( к тому же эта тема довольно редко затрагивалась русскими художниками).
Теперь по оставленному наследию,мы можем составить представление о жизни Древнего Каира!